Мертвая Дорога / 2020 — в процессе. Главная
Мертвая Дорога / 2020 — в процессе. Главная
Мертвая Дорога / 2020 — в процессе. Главная
Мертвая Дорога / 2020 — в процессе. Главная
Мертвая Дорога / 2020 — в процессе. Главная
Мертвая Дорога / 2020 — в процессе. Главная
Мертвая Дорога / 2020 — в процессе. Главная
Мертвая Дорога / 2020 — в процессе. Главная
Мертвая Дорога / 2020 — в процессе. Главная
Мертвая Дорога / 2020 — в процессе. Главная
Мертвая Дорога / 2020 — в процессе. Главная
Мертвая Дорога / 2020 — в процессе. Главная
Мертвая Дорога / 2020 — в процессе. Главная
Мертвая Дорога / 2020 — в процессе. Главная
Мертвая Дорога / 2020 — в процессе. Главная

Мёртвая Дорога

В детстве я испытывал особую тягу к железным дорогам. Я мечтал, что когда вырасту, получу профессию машиниста. Моя семья жила в небольшом городе на крайнем севере Западной Сибири. Поезда в наших краях не ходили, и я очень хотел, чтобы железная дорога когда-нибудь появилась. Однажды кто-то из взрослых рассказал мне о заброшенных рельсах и деревянных бараках, увиденных в лесу за городом. Историю их происхождения я узнал значительно позже. 

 C 1947 по 1953 год в послевоенном СССР происходила одна из масштабных сталинских строек. Силами заключенных ГУЛАГа и вольнонаемных в сложных северных условиях тянули железнодорожную ветвь Чум-Салехард-Игарка. Дорога от Оби до Енисея должна была протянуться по широте Северного полярного круга на 1480 километров и соединить большую землю с местом строительства нового морского порта. На шестом году стройки, когда практически половина пути уже функционировала, умер Сталин. Вскоре после смерти своего главного идеолога вечным сном уснула и сама дорога. Проект признали нецелесообразным и законсервировали. По оценкам историков, опирающихся на архивные исследования, количество заключенных задействованных в строительстве железной дороги могло достигать ста тысяч человек. Их имена и точное количество до сих пор неизвестно. 

В проекте я соединяю архивные фотографии, найденные объекты и материалы, снятые мной в экспедициях. Я думаю о несбывшихся мечтах и непреодоленных травмах советского прошлого. Власть в СССР держалась на мифе о светлом будущем, дорога к которому мостилась судьбами множества людей и обернулась катастрофой. Спустя более полувека репрессивная политика государства и террор в отношении собственных граждан так и не получили должной правовой оценки. Мрачные уроки истории не были до конца усвоены обществом, и их призраки все отчетливее проявляют себя в настоящем.

Dead End / 2020 — ongoing. Главная
Dead End / 2020 — ongoing. Главная
Dead End / 2020 — ongoing. Главная
Dead End / 2020 — ongoing. Главная
Dead End / 2020 — ongoing. Главная
Dead End / 2020 — ongoing. Главная
Dead End / 2020 — ongoing. Главная
Dead End / 2020 — ongoing. Главная
Dead End / 2020 — ongoing. Главная
Dead End / 2020 — ongoing. Главная
Dead End / 2020 — ongoing. Главная
Dead End / 2020 — ongoing. Главная
Dead End / 2020 — ongoing. Главная
Dead End / 2020 — ongoing. Главная
Dead End / 2020 — ongoing. Главная

Road to nowhere

As a child, I had a particular affection for railroads. I dreamed that when I grow up, I will become a train operator. My family lived in a small town in the far north of Western Siberia. There were no trains in our area, and I really wanted the railway to appear one day. Once, one of the adults told me about the abandoned rail tracks and wooden barracks, found in the forest outside the city limits. I learned the history of their origin much later. 

 From 1947 to 1953, one of Stalin’s large-scale Construction Projects took place in the post-war USSR. Prisoners of the Gulag and civilians were building the railway track of Chum-Salekhard-Igarka in difficult northern conditions. The road from river Ob to Yenisei was supposed to stretch along the latitude of the Arctic Circle for 1,480 kilometres and connect the mainland with the construction site of a new seaport. In the sixth year of construction, when almost half of the track was already functioning, Stalin died. Soon after the death of its main ideologist, the track itself fell asleep forever. The project was recognized as inexpedient and mothballed. According to historians, based on archival research, the number of prisoners involved in the construction of the railway could reach one hundred thousand people. The exact numbers just as their names are still unknown. 

 In the project, I combine archival photographs, found objects and materials taken by me during the expedition. I think about unfulfilled dreams and unresolved traumas of the Soviet past. Power in the USSR rested on the myth of a bright future, the road to which was extended through the fate of many people and turned into a disaster. More than half a century later, the repressive policy of the state and terror against its own citizens have not received a proper legal assessment. The dark lessons of history have not been fully assimilated by society, and their ghosts are increasingly manifesting themselves in the present.